16.12.2022

Рекомендации по составлению технологических карт для ремонта зданий

Статья содержит рекомендации по составлению технологических карт, которые помогают повысить качество обслуживания зданий, а также снизить затраты на персонал.

Что такое технологические карты?

Технологические карты — это документ с инструкциями и важной информацией для персонала, который занимается ремонтом инженерного оборудования или занят в других технологических процессах.

В технологических картах указана:

  • список операций и последовательность их выполнения,
  • периодичность операций в рамках ТО 
  • нормы времени для каждой операции
  • ожидаемый результат
  • необходимый набор инструментов и запасных частей
  • правила охраны труда во время работы

Аккуратно составленная технологическая карта помогает техникам строго выполнять свои задачи, не нарушая регламентов и правил охраны труда. Техкарты также снижают требования к квалификации персонала без ущерба для качества работы.

Зачем составлять технологические карты?

В целом существует несколько ситуаций, когда технологические карты могут оказаться полезными.

  • высокая сложность и большое количество операций,
  • наличие разночтений и противоречий внутри регламентов
  • необходимость четко контролировать трудозатраты в рамках дорогостоящего процесса
  • сложности с поиском квалифицированных кадров

Техкарты всегда делают под определенное оборудование. Документ часто выполнен в виде таблиц с чертежами. Его подготовкой занимаются инженеры предприятия, которые должны учитывать требования государственных органов по технологическому регулированию.

Для какого оборудования составляют технологические карты во время ремонта зданий?

Внутри здания можно выделить несколько больших категорий инженерного оборудования:

  • воздухообрабатывающие установки,
  • бойлеры,
  • водоохлаждающие машины (чиллер-фанкойлы),
  • градирни,
  • противопожарные системы,
  • увлажнители и осушители воздуха,
  • отопление, вентиляция и кондиционирование (ОВКВ или HVAC),
  • освещение,
  • насосные и вентиляторные установки,
  • системы энергообеспечения здания,
  • средства контроля безопасности. 

В целом же можно выделить порядка 110 групп различного оборудования со своими циклами ТО, а также инструкциями для технического персонала.

5 советов по составлению технологических карт

Специалисты по ТОиР могут дать несколько универсальных рекомендаций, которые полезно учитывать при составлении технических регламентов для персонала. 

  • Любая техкарта всегда связана с конкретной группой оборудования внутри здания. Это могут быть, например, градирни или теплообменники.
  • Важно, чтобы технические операции для каждой группы совпадали. Например, программа обслуживания вентиляции с ременной передачей сильно отличается от программ для общеобменной вентиляции.
  • Для каждой операции должна быть определена периодичность, с указанием вида ТО. Например, ТО1 проводится каждый в месяц, а ТО4 — раз в полгода. Эти данные упрощают составления графика ППР.
  • Каждая операции должны быть описана предельно лаконично и просто. Помните, инструкции читают люди, у которых мало времени и, к сожалению, не всегда высокая квалификация.
  • Для каждой группы оборудования указывайте необходимый набор инструментов, чтобы техник заранее подготовился к выезду на объект.

Список операций для аварийного освещения в Comindware Моё здание

Контроль надежности креплений корпусовТО3
Замена неисправных ламп и светильниковТО3
Сделать запись в оперативном журнале о проведении технического обслуживания, а также обо всех замененных, отремонтированных элементах и компонентах, включая расходные.ТО3
Доложить главному энергетику, либо инженеру-электрику обо всех выявленных неисправностях.ТО3
Чистка светильниковТО4
Контроль надежности креплений корпусов, герметичности уплотнителейТО4
Протяжка контактных соединений и крепежных деталей корпусаТО4
Отключить рабочее освещение. Произвести проверку функционирования эвакуационных светильников от встроенной аккумуляторной батареи (Продолжительность работы световых указателей должна быть не менее паспортных данных 0.5 — 1ч.)ТО4
Замена неисправных ламп и светильниковТО4
Сделать запись в оперативном журнале о проведении технического обслуживания, а также обо всех замененных и отремонтированных элементах и компонентах, включая расходные.ТО4
Доложить главному энергетику, либо инженеру-электрику обо всех выявленных неисправностях.ТО4

Как составить технологическую карту для персонала?

Государственная стандарты практически не регламентируют данный вид документов. Компании самостоятельно определяют содержание техкарт, отталкиваясь от отрасли, квалификации персонала, вида оборудования, методов контроля работ и других факторов.

Информации системы класса CAFM, к которым относится Comindware Моё здание, позволяют автоматически составлять техкарты для проведения работ на объекте.

Структура документа носит типовой характер и содержит следующие атрибуты:

  • местонахождение объекта,
  • ответственный инженер,
  • исполнитель,
  • список операций,
  • Время начала и окончания работ,
  • подсистема,
  • технологическая система.

Система также хранит другие атрибуты, но они имеют отношение к учету эксплуатационных единиц. Для техника эта информация не так интересна.

Главное, чтобы техник понимал:

  • куда нужно прийти?
  • что нужно сделать
  • какие взять с собой инструменты?
  • к кому обратиться за помощью?

Информация о техническом узле нужна инженеру на случай, если во время ремонтных работ возникнут какие-либо затруднения.

Для российского рынка недвижимости указанной информации вполне достаточно, чтобы подготовить технологическую карту для персонала с любой квалификацией.

При необходимости модель данных можно расширить, добавить чертежи, нормативно-справочную документацию, правила охраны труда, контакты производителя запасных частей и так далее.

Чем электронные технологические карты лучше бумажных?

Все познается в сравнении. Бумажные карты отличаются формализмом, а также часто содержат много ненужной в работе информации. Например, правила организации рабочего процесса.

  • Бумажные техкарты часто содержит общие рекомендации, а не четкие инструкции для персонала.
  • У техника нет времени на формальности, его раздражает работа с бумагами. Он хочет быстрее начать и закончить дело, а не читать громоздкий документ, когда руки испачканы машинным маслом.
  • Инженеру так же неудобно разбираться в технических регламентах. Ему нужно быстро понять, что он должен проверить по завершении работ, какие документы подготовить.
  • Инженер может управлять одновременно несколькими бригадами, поэтому ему нужна информация в структурированном, удобном для работы виде.

Автоматизация решает все перечисленные проблемы.